Если прямо сейчас провести опрос «Какой ваш любимый советский фильм?», большинство респондентов, вероятнее всего, назовет культовую ленту Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Это совершенно неслучайно, ведь эта кинолента простыми словами, но точно описывает внутренний мир русского человека.

https://rg.ru/

Однако так было не всегда, ведь когда фильм ещё не попал в прокат, многие известные советские критики предрекли ему провал. Подробнее об этом в этой статье.


Едва ли можно отыскать человека, который не смотрел нашумевший фильм «Москва слезам не верит». 
https://ria.ru/

Любопытно, что на снятие ленты Владимира Меньшова вдохновил сценарий, написанный Валентином Черных, «Дважды солгавшая». Сценарист написал сюжет всего за 19 дней специально для конкурса и опирался на свою же незаконченную повесть, которую забросил еще в 70-х годах.


Победа в конкурсе не принесла особой выгоды Черных, более того, никто не торопился снимать фильм на основе его сценария. По этой причине его жена Людмила Кожинова порекомендовала показать фильм другу семьи Владимиру Меньшову.

https://4esnok.by/

В то время он был пока малоизвестным режиссером, ведь на его счету числилась лишь одна картина – «Розыгрыш». Наверное, вы думали, что услышите что-то из разряда: «Меньшову настолько понравился замысел сценария, что он сразу же сел за его реализацию», тем не менее, это далеко от истины.


В действительности по началу Владимиру Меньшову, его друзьям и даже жене, которая по итогу и сыграла главную роль, сценарий совсем не понравился, а Вера Леонтьева после его прочтения сказала «Ну и Мура!».

https://stuki-druki.com/

Однако потом режиссёр неожиданно для всех поменял своё мнение. Его зацепил момент, где в одной сцене героиня засыпает со слезами на глазах, а в следующем кадре она просыпается из-за будильника через два десятка лет совершенно другим человеком. Эта идея показалась ему гениальной и близкой лично ему.


Вы будете шокированы, но советский худсовет считал фильм Владимира Меньшова крайне неправдоподобным, ведь тогда в идеи феминизма мало кто верил. 
https://www.kinopoisk.ru/

Меньшов вспоминал этот период времени так: «То есть если в центре фильма баба, надо показать, под кого она легла, чтобы стать директором, как по блату пролезла в руководство». Вот такие нравы царствовали в СССР в те годы.


Из мемуаров Веры Алентовой «Все неслучайно» доподлинно известно, что фильм вполне мог бы пылиться на полках «Мосфильма», ведь режиссер Юлий Райзман был крайне недоволен сюжетом и назвал ленту «позором Мосфильма».

https://globalmsk.ru/

Более того, хоть Алентова и сыграла главную роль в киноленте, по началу она совершенно не верила в его успех, за что до сих пор корит себя. 


Владимир Меньшов тоже винил себя в том, что все-таки взялся за этот проект, однако массовый отклик зрителей помог ему избавиться от этого чувства.

https://samolet.media/

Последние сомнения режиссёра испарились, когда стало известно, что фильм «Москва слезам не верит» стала лауреатом премии «Оскар» в звании лучшая кинолента на иностранном языке. Поэтому не стоит удивляться тому, что почти вся Америка наравне с СССР погрузилась в эту великолепную, драматическую историю.


На самом деле, подобный ажиотаж в США вокруг советской мелодрамы был удивительным, особенно учитывая политическую ситуацию того времени. Тогда только начали развязываться события в Афганистане, что не могло ни насторожить весь остальной мир.

https://www.gazeta.ru/

Вот почему все советское было подвергнуто мощному бойкоту: делегации многих стран проигнорировали знаменитую Московскую Олимпиаду 1980 года, а сам СССР был назван империей зла! Удивительно, насколько цикличны все происходящие в мире события.


Но каким-то волшебным образом все вышеперечисленное ничуть не помешало фильму «Москва слезам не верит» заслужить Всемирную славу. Картина взяла «золото» в Хьюстоне, приз Гильдии прокатчиков США как самый прибыльный иностранный фильм года, была награждена в Брюсселе, на Кипре, в Португалии.

https://rg.ru/

Более того, президент США Рональд Рейган перед встречей с Михаилом Горбачевым смотрел эту ленту, надеясь таким образом постичь глубину русской души.


В действительности Владимиру Меньшову далеко не единожды за свою карьеру пришлось сталкиваться с провальными или около провальными запусками фильмов. Если лента «Москва слезам не верит» все-таки оправдала свои ожидания, с фильмом «Ширли-мырли» это не произошло.

https://www.domkino.tv/

Это был первый фильм Меньшова времен новой России. Так как времена изменились, то и стиль изложения сюжета тоже поменялся, однако это оценили немногие. Несмотря на низкий рейтинг фильма, у него огромное количество поклонников, ведь режиссеру удалось точно подметить черты сумасшедшего постсоветского периода.