Эффект жаворонка. У нынешнего гендиректора американского «Apple» Тима Кука будильник выставлен на половину пятого утра. А Дэн Акерсон – руководитель «General Motors» – просыпается на полчаса позже. Именно с раннего пробуждения начинаются абсолютно все пособия по эффективному тайм-менеджменту. Львиная доля успешных бизнесменов с максимальной выгодой используют утреннее время, когда голову посещают свежие мысли, а домочадцы досматривают последний сон, не отвлекая неуместными вопросами. К слову, сам факт наличия возможности умыться и позавтракать без спешки дорогого стоит. Однако не следует заводить будильник на четыре утра, пытаясь перещеголять гендиректора «Apple». Вполне хватит передвинуть актуальную точку пробуждения на тридцать-сорок минут назад.


Дела в путешествиях. Если работа подразумевает частые командировки, то следует научиться эффективно тратить время на поездку до пункта «Б». Еще перед покупкой билета необходимо наметить те дела, которые можно решить в автобусе, поезде или авиалайнере. И речь не только о рабочих моментах. Прочесть рекомендуемую коллегой книгу или посмотреть фильм – отличный выбор для рабочего путешествия. Только обязательно надо подготовиться, иначе реализация будет хромать на обе ноги. А в конце пути можно составить список дел на обратную дорогу.


Ведение дневника. На первых парах эксперты по тайм-менеджменту советуют завести подробный дневник, куда можно будет вносить записи о потраченном времени. Это позволить выяснить, в какую пробоину утекает время. К примеру, есть люди, которые, позавтракав, продолжают сидеть за столом перед охладевшей чашкой кофе. А потом, забывая важнейшие вещи, впопыхах вылетают на работу. Перечень привычек, которые можно назвать хладнокровными тайм-киллерами, настолько огромен, что вряд ли поместится на альбомном листе. Разумеется, избавиться от всех нежелательных занятий, вероятнее всего, не получится, но ведение дневника позволит выявить весомые проблемы, а потом частично с ними справиться.


Два электронных ящика. Рабочие письма и уведомления о распродаже нижнего белья не должны сливаться на один адрес. В противном случае электронный ящик начинает смахивать на гаражную распродажу, где можно найти абсолютно все – от гитары до ржавого ведра. Совет весьма прост. Один адрес должен быть посвящен делам бытовым и семейным. А второй – исключительно рабочим моментам. В итоге поиск важнейших писем станет менее трудоемким.


Завести ежедневник. Современные гаджеты позволяют вести учет важнейших дел, которые следует провернуть не только в ближайшие сутки, но и месяцы. Ключевая ошибка – не стоит расписывать день поминутно. Важно составить список без какой-либо привязки ко времени. Однако следует выделить важнейшие задачи. Именно они должны быть решены в начале дня. Кроме того, такой метод планирования позволит активизировать чувство морально удовлетворения. Описать его можно приблизительно так – еще не прошло и половины дня, а важнейшие проблемы уже обнулены.


Подготовить шаблоны. Если работа хотя бы отчасти состоит из повторяющихся действий, то можно сэкономить и время, и нервы с помощью банальных заготовок. К примеру, составить стандартное письмо для рассылки, где необходимо будет лишь заменить имя и цель отправки. Есть и обратная сторона медали. В ситуации, когда каждый продукт должен быть уникальным – поможет систематизация труда. В начале недели или конце каждого рабочего дня нужно намечать объем работы, подготавливая соответствующий материал.


Кровать для сна. Современные гаджеты – жестокие тайм-киллеры. Поэтому, отправляясь в кровать, следует оставить ноутбук и смартфон на тумбочке. Даже слабая интернет-зависимость крадет до полутора часов вечернего времени, которое можно было потратить на сон. Отличной альтернативой мультимедийным устройствам станут печатные книги, газеты и журналы. Ведь прочесть их можно только с включенным светом. Это позволит выработать условный рефлекс, который свяжет кровать и погасший ночник с отдыхом, а не просмотром многочисленных сериалов. Результат – здоровый и продолжительный сон.