В конце пятидесятых годов прошлого столетия американское и советское руководство – в лице Дуайта Эйзенхауера и Никиты Хрущева – решило наладить обостренные межгосударственные отношения.
Из Москвы в Нью-Йорк была отправлена выставка, которая должна была продемонстрировать высочайшие достижения социалистического хозяйства. Позже с ответным визитом в Белокаменную наведались и американцы. Именно тогда – в июле 1959 года – граждане СССР впервые насладились «Пепси-Колой», которая пришлась по вкусу даже представителям советской партийной верхушки. Выставка достижений хозяйства капиталистических Соединенных Штатов состоялась в московском парке Сокольники. Естественно, каждый из стендов экспозиции был призван убедить советских граждан в привлекательности заграничного мира. Невероятный успех у жителей СССР тогда обрела заокеанская газировка «Пепси-Кола». За время мероприятия посетители выставки выпили более трех миллионов стаканов заграничного напитка. В составе американской делегации оказался Дональд Кендалла – исполнительный директор компании «Pepsi».
Он собственноручно вручил стакан с «Пепси-Колой» генсеку Никите Хрущеву. Советскому лидеру понравился напиток. Вскоре начались переговоры о прямых поставках газировки в СССР. Полностью они окончились только в 1972 году – уже во времена правления Леонида Брежнева. Дональд Кендалла смог оформить монопольное право на распространение напитка в Стране Советов. Именно под его руководством «Пепси-Кола» стала первым капиталистическим продуктом, легально проникнувшим в СССР. На момент распада Советского Союза в нем находилось более двадцати заводов по производству заокеанской газировки из концентрата, изготавливаемого в Соединенных Штатах Уникальность американо-советской торговой сделки состояла еще и в том, что Москва не могла заплатить руководству «Pepsi» рублями, так как валюта не признавалась международной.
Стороны договорились о выгодном бартере – газировка в обмен на водку «Столичная». Сделка превратила советскую огненную воду в популярный международный бренд. Ежегодные продажи «Столичной» в капиталистических странах нередко достигали планок в двести миллионов долларов. Договор с компанией «Pepsi» действовал только до 1989 года. Тогда последний лидер советского государства Михаил Горбачев обратился с просьбой о его продлении. Но водка больше не устраивала заокеанских функционеров в качестве бартера за концентрат напитка. Москва предложила новые условия. Взамен сиропа американцам пообещали флотилию из семнадцати устаревших дизельных субмарин, построенных между 1951 и 1957 годами. Разумеется, перед отправкой в Соединенные Штаты с подлодок демонтировали абсолютно все вооружение. Субмарины компания «Pepsi» отправила на разборку, выручив за каждую из них по 150 000 долларов.
В первую партию вошли еще три списанных советских корабля – торпедоносец, крейсер и фрегат.
К слову, в 2004 году Дональд Кендалла – исполнительный директор компании «Pepsi», друживший с Хрущевым и Брежневым – получил «Орден Дружбы» из рук российского президента Владимира Путина.
-Advertisement-