Историки не сомневаются в существовании Киевской Руси, объединившей в девятом столетии целый ряд восточнославянских и финно-угорских племен под руководством династии Рюриковичей – даже невзирая на неутихающие споры о событиях, которые предшествовали ее образованию.

Проблема в другом. Ни один древнерусский князь не догадывался, что живет в государстве под названием Киевская Русь. В обиходе и научной литературе такой термин появился лишь ближе к середине девятнадцатого века. А значит, его нельзя считать историческим. Подтверждением может служить небезызвестная «Повесть временных лет» – все земли, которые подчинялись власти древнерусских князей, в летописи названы Русью. Исследователи отмечают, что термин появляется приблизительно в середине девятнадцатого столетия. Придумали его в Москве. Впрочем, со стопроцентной уверенностью автора словосочетания определить пока не удалось. Мнения экспертов разделяются. В наиболее популярных версиях упоминаются русские историки Николай Карамзин и Михаил Погодин.

Также существует предположения, что термин в 1837 году впервые применил ученый Михаил Максимович. Впрочем, никто из историков не мог предположить, что словосочетание, указывающее на один из периодов развития Руси, станет ключевым оружием в руках представителей националистических движений. Термин попросту позволял весьма доходчиво идентифицировать периоды развития государства. К примеру, наряду с Киевской Русью в трудах ученых можно отыскать Новгородскую, Московскую и Владимирскую. С энтузиазмом подхватил начинание коллег-историков Сергей Соловьев. Как и остальным, термин помогал ему ориентировать читателей в смене столиц Руси, происходившей в результате регулярных конфликтов между князьями-феодалами – одни города переходили в статус центров силы, а другие перемещались в список подконтрольных.

Ранжир Соловьева начинается с Новгорода, за ним историк расположил Киев, далее Владимир- на-Клязьме, а затем и Москву. Однако ученый не разделял Русь на четыре разных государства, а писал об одном и том же, но с учетом переноса столиц. Именно с легкой руки Сергея Соловьева научный термин перебрался в школьные пособия. Поэтому уже в 1905 году дети изучали периоды становления и упадка именно Киевской Руси. Опасались пользоваться словосочетанием даже украинские националисты начала прошлого века. В частности, Михаил Грушевский отказывался вписывать его в свои труды. Он попросту не хотел, чтобы кто-то задумывался о существовании какой-нибудь иной Руси – помимо Киевской В советские учебники Киевская Русь попала с личного одобрения Иосифа Сталина.

Поэтому в тридцатые годы школьные пособия для третьеклассников содержали в себе ряд выдержек из работ «Киевская Русь» и «Культура Киевской Руси», которые принадлежали перу академика Бориса Грекова.

Правда, последний неоднократно подчеркивал, что использует словосочетания в широком смысле – в качестве упоминания всего средневекового государства Рюриковичей, а не географического указателя на территорию Украины.