16 декабря 1866 года парадный зал внешнеполитического ведомства, которое находилось в Санкт-Петербурге, для участия в тайном обсуждении посетил российский самодержец Александр Второй.

Собравшиеся лица, включая брата императора Константина Николаевича, убеждали монарха в целесообразности продажи Аляски американцам. Самодержец регулярно подвергался подобным уговорам, поэтому уже склонялся к сделке. Сторонники продажи Аляски доказывали свою правоту тем, что российские подданные не захотят обживать заснеженный край, который ничем не отличается от дальневосточных и сибирских территорий. А также государство не способно в полной мере защитить заснеженный край. Поэтому американцы якобы непременно должны в обозримом будущем позариться на Аляску, что спровоцирует полномасштабную войну. Кроме того, сделкой можно было залатать дыры в российской казне, которая весьма истощала за время Крымской войны.

Высказывались мнения и о том, что продажа Аляски сможет закрепить добрососедские взаимоотношения с американским правительством. Как полагалось, сговорчивость самодержца должна была подтолкнуть Соединенные Штаты к заключению прочного межгосударственного союза с Россией. Вести переговоры с американцами поручили послу Эдварду Стеклю – бельгийцу по национальности, состоящему на службе у Александра Второго. К слову, интересы императора дипломата волновали в последнюю очередь. Его супругой была американка, а сам он оброс в США полезными связями, после чего принялся работать на двух господ. Однажды Стекль отправил российскому монарху сообщение о том, что американцы отказываются от покупки земель по причине недостатка средств.

Как уточнял дипломат, за океаном лишь недавно закончилось вооруженное противостояние Севера и Юга, поэтому американцы находятся на гране банкротства. В конце послания Стекль предложил Александру Второму подарить земли Вашингтону в качестве жеста доброй воли. Самодержец отказался отдавать Аляску в обмен на благодарность заокеанских политиков. Сторговаться удалось на сумме в 7 400 000 золотых монет. Позже американцы признавались, что не ожидали от России такой щедрости. Впрочем, уже через пару-тройку лет Соединенные Штаты разместили на Аляске армейский контингент, выставив пушки в сторону щедрой империи-соседки. А союза между Вашингтоном и Санкт- Петербургом так и не выйдет. В России о сделке с американцами знали только шесть человек, включая императора Александра Второго. По инициативе Вашингтона документы решено было подписать в спешке – около четырех часов утра. А уже в октябре 1867 года Аляску официально передали в руки новых владельцев. Деньги на оплату сделки нашлись у семейства Ротшильдов, которое получило приобретенные земли во временное пользование. Официальный Вашингтон пытался навести порядок в послевоенной стране, поэтому не обращал пристального внимания на удаленные территории. И весьма напрасно.

Под снегами Аляски скрывались нефть и золото. Край оказался богат на пушнину и всевозможные морепродукты.

А России не хватило вырученных денег даже на реализации какого-нибудь более-менее достойного проекта. Почти все миллионы были спущены на ремонт и строительство нескольких участков железнодорожного полотна.