Гражданская война в России ознаменовалась политическим и вооруженным конфликтом двух ключевых блоков – красного и белого. Выбор цветовой маркировки противоборствующих сил связан с историческими корнями.

Как уверяет авторитетный историк Сергей Мельгунов, впервые «белой гвардией» назвали антиреволюционную молодежь, которая в 1917-м вышла на московские улицы с белыми тканевыми повязками. Его коллега Давид Фельдман объяснил введение понятия в оборот желанием продемонстрировать некую преемственность. А именно, между двумя революциями – Французской и Октябрьской. Энтузиасты, создавшие во Франции новый политический порядок, предпочитали называть «белыми» всех монархистов, так как последние вели борьбу за возобновление королевского правления под белым династическим стягом Бурбонов. Российские революционеры включили в термин «белое движение» всех идеологических оппонентов. Попадали под это определения крестьяне и казаки, оказавшиеся на стороне противников революционной программы. Однако их называли лишь жертвами белогвардейских агитаторов.

Впрочем, словосочетание «белая гвардия» попало в обиход задолго до событий 1917-го. Почти одиннадцатью годами ранее им указывали на буржуазные отряды милиции, сформированных в Финляндии для подавления антигосударственных революционных веяний. Правоохранители маркировали себя светлыми нарукавными повязками, что позволяло им лучше идентифицировать друг друга на городских улицах. Кстати, тогда противники финских белогвардейцев и начали именовать себя «красной гвардией».

Коммунисты-революционеры, видимо, решили в очередной раз подчеркнуть связь их идей с теми, которые пропагандировали сторонники революции во Франции. Именно поэтому большевики и решили выбрать в качестве идентификатора красный цвет. Когда в 1789 году французский монарх передал бразды правления государством в цепкие руки республиканцев, провозгласив себя гарантом их достижений, то он приказал столичному муниципалитету свешивать с ратуши алое полотнище во время чрезвычайных угроз, которые могут задеть правительство революционеров. Но вскоре в парижском самоуправлении начали появляться радикально настроенные личности, призывающие полностью изгнать монарха из обновленной страны. Они-то и стали размахивать алым стягом, созывая своих сторонников на собрания и митинги. Так простейший оповестительный знак стал символизировать борьбу против короля-угнетателя. А позже и стойко ассоциироваться с радикально настроенными массами людей. Под красным флагом в конце девятнадцатого столетия протестовали французские, немецкие, а также китайские революционеры и просто недовольные рабочие. Позже им стали подражать российские коммунисты.

К слову, в виде укоренившегося термина словосочетание «белое движение» стало активно использоваться только после окончательной победы большевистских сил.

Эмигрировав из страны, представители проигравшей стороны сами начали применять эти понятия по отношению к себе и единомышленникам, чем в очередной раз подчеркивали негативное отношение к политике коммунистов.