Первым опубликованным романом английского литератора Чарлза Диккенса считается увлекательнейший труд под названием «Посмертные записки Пиквикского клуба». В книге есть весьма интересный абзац о представлении, которое прежде не приходилось наблюдать.

А также призрачных силуэтах и настолько ужасающем персонаже с дрожащей головой, что его вряд ли смог бы изобразить даже талантливейший художник. У пугающего образа, вписанного в роман английского литератора, есть исторический прототип – Джозеф Гримальди. Именно его считают отцом современной клоунады. Диккенс был на 34 года младше Гримальди, поэтому застал его выступления еще в юном возрасте. А позже – после кончины клоуна – взялся за редактирование мемуаров артиста. Английскому литератору удалось составить подробнейшее описание того, насколько отличался сценический образ Гарибальди от реального положения дел. Малыш Джозеф Гримальди родился в 1778-м. Его родители были артистами итальянского происхождения. Отца Гримальди-младшего знали под псевдонимом Сеньор. Он был весьма известным цирковым художником и балетмейстером лондонского театра «Друри-Лейн».

Сеньор жестоко наказывал за неудачи как учеников, так и собственных отпрысков. Рукоприкладство, подвешивание за веревки над сценой и заключение ребят в клетки для животных были популярнейшими наказаниями. Старик Гримальди скончался в 1788-м. Поэтому Джозеф внезапно оказался основным кормильцем в семье. В десятилетнем возрасте ему пришлось находить подработки в «Друри-Лейне» и театре «Сэдлерс-Уэллс». Гримальди-младшему потребовались годы, чтобы разработать индивидуальный стиль, который теперь считается классическим для всех клоунов.

Он наносил белый грим и румяна, используя во время представлений пестрые парики и разноцветные наряды. Основой номеров артиста была неподражаемая пантомима. Клоун по имени Джой – центральный образ Джозефа – молчал, но его игра завораживала зрителей. Вскоре Гримальди-младший перебрался в престижнейший «Ковент Гарден». Джозеф стремительно шагал по карьерной лестнице, но на личном фронте терпел неудачи. Травмированный в детские годы клоун-новатор регулярно впадал в депрессии, а после смерти первой супруги и вовсе оказался у края глубокой эмоциональной пропасти. К 1820-му – тогда Гримальди-младший едва разменял четвертый десяток – талантливого артиста одолел артрит. Иногда клоун попросту не мог покинуть сцену – после окончания номера его приходилось буквально уносить на руках. В 45 лет Джозеф завершил карьеру. Изредка клоун Джой все-таки появлялся в номерах, но лишь в качестве живой декорации. В лондонском «Друри-Лейне» пытались помочь артисту-ветерану, выдавая ему ежегодно по сотне британских фунтов.

Скромную сумму Джозеф спускал в таверне, после чего его пьяное тело уносили домой. Клоун скончался в 1837-м.

Дело отца попытался продолжить сын Джозеф Сэмюэль, однако к третьему десятку он умер от беспробудного пьянства. Иронично, что первый клоун в гриме оказался тем, кто ввел небезызвестное правило – под улыбкой комика может скрываться неистовая грусть.