Иранских женщин впервые с 1981 года официально допустили на футбольный стадион для просмотра матча, состоявшегося на территории страны. Национальная команда Ирана провела отборочную игру на грядущий чемпионат мира, который пройдет на катарских полях зимой 2022 года, против камбоджийской сборной.

Спортивная баталия закончилась разгромной победой хозяев. При поддержке женщин Иран вколотил в ворота Камбоджи четырнадцать безответных мячей. Знаковый матч состоялся на стадионе, вмещающем около 80 000 фанатов. Женщинам выделили отдельный сектор, предоставив 4 000 билетов. Их места расположились отдельно от мужчин. А порядок поддерживали полицейские-женщины. Решение продавило руководство ФИФА. Администрация футбольной федерации указала на то, что третья статья ее устава, которую должен соблюдать Тегеран, не позволяет дискриминаций в адрес какой-либо группы лиц и строго наказывается – либо дисквалификацией команды, либо полным ее исключением. До снятия запрета Мохаммад Джафар Монтарези – иранский генпрокурор – назвал действия международных функционеров очередным заговором врагов против его государства.

По мнению Монтарези, ФИФА не имеет достаточных полномочий, чтобы диктовать официальному Тегерану правила управления спортивными аренами и допуском на них зрителей. Но в сентябре текущего года иранские власти все-таки гарантировали футбольной федерации, что на ближайшем матче будет выделен сектор для болельщиц. Запрет на посещение футбольных стадионов женщинами действует в Иране с 1979 года – после Исламской революции. Смена политической обстановки урезала права иранок. До реорганизации социальной жизни они не только могли свободно посещать матчи с участием мужских команд, но и активно участвовать в политической жизни государства, работая в судах и парламенте.

В 2006-м возникло протестное движение «Женщины в белых шарфах». На неприкосновенных шарфах активистки писали призывы к властям пустить их на футбольные стадионы. Агенты иранской полиции нравов, наблюдающие за соблюдением в стране строжайшего дресс-кода, действуют скрытно. Однако даже они пытались обходить стороной протестующих женщин. Активистки все-таки добились снятия запрета, но лишь на месяц, после чего ограничения снова вступили в силу, а протестующих попросту посадили под арест. История имела резонансное продолжение. В сентябре текущего года акт самосожжения у здания иранского суда совершила футбольная болельщица Сахар Ходаяри. Иранка решила прорваться на футбольный стадион обманом, переодевшись в мужчину. Полиция все- таки распознала в Сахар девушку, после чего ее доставили в участок. Отчаянная болельщица, страдающая биполярным расстройством, просидела под охраной несколько дней. Семья девушки сообщила стражам закона, что состояние Сахар ухудшилось, поэтому ее необходимо выпустить для приема таблеток.

Еще до заседания суда иранка вернулась в участок за телефоном, где и узнала, что за посещение стадиона ей грозит до полутора лет тюрьмы. Сахар решилась на радикальные меры протеста. Облившись бензином, она совершила самоподжог.

Болельщица скончалась в больнице – все ее тело покрывали ужасные ожоги.