Русского и советского инженера-конструктора Владимира Федорова считают отцом автоматостроения. Он первым в мире разработал оружие этого типа. Автомат, который изначально окрестили карабином-пулеметом, был назван в честь создателя. Его поставили на вооружение только в предреволюционном 1916 году.

Впрочем, широкого распространения в армии карабин-пулемет так и не получил. Автоматом системы Федорова для стрельбы использовался весьма экзотический 6,5-миллиметровый патрон Арисака. Боеприпас был позаимствован у японских войск еще во времена Русско-японской войны. Федоров посчитал боевые характеристики патрона-иностранца наиболее подходящими для автомата его конструкции. Инженер хотел создать легкое оружие для индивидуального использования, поэтому рассуждал весьма логично. По мнению оружейника, японский боеприпас Арисака уступал патрону винтовки Мосина лишь на минимальных дистанциях, но был заметно легче и компактнее. Идея создания индивидуального оружия, которое стреляет очередями, не казалась какой-то недосягаемой. Зарубежные и русские конструкторы неоднократно пытались реализовать эту задумку. Изначально Федоров решил модернизировать для автоматической стрельбы винтовку Мосина – легендарную трехлинейку, которая широко использовалась вплоть до середины прошлого столетия.

Но вскоре конструктор пришел к прогнозируемому выводу, что легче создать автомат собственной конструкции – без каких-либо заимствований. Если говорить откровенно, то новатором Федорова назвать нельзя. Система стрельбы очередями была известна многим оружейникам. К примеру, небезызвестный пулемет Максима был разработан в 1883 году. Боевые характеристики автомата Федорова оказались чем-то средним между пулеметами начала двадцатого столетиями и винтовками тех времен. Невзирая на то, что оружие было разработано в разгар Первой мировой, оно не нашло применения на фронтах. Как неоднократно подчеркивало военное руководство, у империи достаточно складских запасов для победы в вооруженном конфликте. 

Но ограниченная партия автоматов системы Федорова все-таки успела поступить в войска. Новейшим карабином-пулеметом в качестве эффективного оружия самообороны снабдили авиаторов и солдат Израильского пехотного полка, которые вели бои на румынском фронте. На передовых позициях было установлено, что с задачами автомата конструкции Федорова эффективно справляются штатные пулеметы. А значит, какой-либо необходимости в новом оружии не наблюдается. Первый автомат имел магазинную коробку на двадцать пять патронов. Также предусматривалось наличие переводчика огня – с одиночного режима на стрельбу очередями. В оружие был воплощен принцип отведения свободных газов. Автомат числился на вооружении Красной армии вплоть до 1928-го. А на складах оставался еще дольше.

Он даже успел принять участие в Советско-финской войне, которая началась в конце осени 1939-го. Однако из-за использования для стрельбы крайне экзотического патрона с японскими корнями развития так и не получил.

СССР требовалось автоматическое оружие под боеприпас калибром 7,62 миллиметра. В период Великой Отечественной эту нишу заняли легендарные ППШ и ППС.