Шоколадка «Аленка» стремительно превратилась в известный советский бренд. Даже сейчас иностранные туристы охотно раскупают плитки с узнаваемой оберткой на сувениры.

Лакомство получило название в честь первой покорительницы космоса Валентины Терешковой. А лицом новинки стала восьмимесячная девочка. Тернистая история «Аленки» берет начало в далеких шестидесятых, когда советское правительство одобрило очередной продовольственный проект. В одном из пунктов увесистого документа говорилось о создании нового шоколада. Конкурс на реализацию государственного заказа выиграла именитая столичная фабрика «Красный октябрь». Радость московских кондитеров сопровождалась усердной работой художников. Ведь шоколадные плитки должны были попасть в руки граждан не только в броской, но и узнаваемой обертке. 

Пока кондитеры усердно подготавливали фундамент для серийного производства «Аленки», советские дизайнеры безрезультатно бились над созданием упаковки. Перепробовав десятки образов, художники начали бросаться из одной крайности в другую. Изначально было решено, что на обертке должна присутствовать девочка – та самая Аленка. Поэтому ее наряжали Снегурочкой, вручали букеты цветов, заплетали белокурые косички и дополняли патриотическими первомайскими флажками. В какой-то момент возникла идея изобразить на шоколадной обертке популярную картину «Аленушка», принадлежащую кисти живописца Виктора Васнецова. Затею дизайнеров сразу же раскритиковали партийные функционеры. Полотно не соответствовало сытой советской действительности. Как подчеркивали чиновники, в СССР безоблачное детство, а на упомянутом холсте Васнецова изображена босячка. В итоге дизайнеры сконцентрировались на фотопортрете милой дочурки художника Александра Геринаса. В 1960 году его жена весьма удачно запечатлела восьмимесячную девочку. А через пару лет фотокадр появился в советском издании «Здоровье».

Впрочем, от размещения оригинального изображения художники все-таки отказались. Фотографию восьмимесячной Елены заметно доработали – изменили цвет глаз, удлинили овал лица, нанесли румянец и увеличили губы. И к 1966 году советская шоколадка получила узнаваемый брендовый образ, который успешно эксплуатируется до сих пор. Любопытно, что несколько незатейливых манипуляций спасли московский «Красный октябрь» от денежного возмещения в пять миллионов рублей. В 2000 году повзрослевшая Елена Геринас внезапно подала судебный иск, требуя солидную компенсацию за многолетнее использование ее детской фотографии. Однако российская Фемида оказалась непреклонной. Судьи решили, что легендарный брендовый знак «Аленки» – лишь собирательный персонаж. Сейчас Елена Геринас работает фармацевтом. Шестидесятилетняя женщина проживает в подмосковных Химках. 

К слову, в советский период на полки магазинов поступали сразу пятьдесят разновидностей шоколадки «Аленка», которые выпускали десятки региональных фабрик.

Длилось это до того момента, пока столичный «Красный октябрь» не задокументировал права на легендарную новинку середины шестидесятых.