Поколение подрастающих европейских экоактивистов и их ярые последователи выдвинули очередную резонансную инициативу по борьбе со всемирным потеплением.

Молодые энтузиасты призвали все человечество отказаться от приобретения новой одежды и обуви.

Движение, которое зародилось в скандинавской Швеции, получило говорящее название «Стыдно покупать». Оно стремительно набирает популярность на Западе. Если бы европейские политики решили провести конкурс на самую весомую угрозу экономической стабильности, то заветную грамоту и единственное место на доске почета, вероятнее всего, получила бы несовершеннолетняя, но уже весьма популярная шведка Грета Тунберг. Идеи скандальной девочки-подростка вполне могут обрушить весь энергетический сегмент Евросоюза. Наиболее заметным результатом активности фрекен Греты на поприще экологической пропаганды стало движение «Стыдно летать».

Его сторонники в полной мере отказываются от использования авиаперевозок, которые, как они уверяют, убивают планету парниковыми газами. Яркий пример Греты оказался заразительным. Сейчас почти еженедельно в информационном пространстве появляются заметки о новых затеях с похожими лозунгами. Самым процветающим проектом фанатичных экоактивистов стала масштабная инициатива «Стыдно покупать». Как и в случае с несовершеннолетней Греттой Тунберг, авторы идеи призывают человечество отказаться от благ цивилизации, чтобы минимизировать углеродный след от присутствия людей на планете. Исследователям все-таки удалось напугать экоактивистов. По лояльным прогнозам, уже через три десятилетия – к 2050 году – на долю легкой промышленности будет приходиться около восьми процентов выброса вредных соединений. Однако между «Стыдно летать» и «Стыдно покупать» есть одна фундаментальная разница. Если первая инициатива крайне настойчивых экоэнтузиастов бьет по транспортно-энергетическому сегменту европейской экономики, то вторая способна полностью разрушить индустрию моды. Иначе говоря, превратиться в проблему легкой промышленности.

Заострив внимание на том, что, в отличие от гражданских авиасуден, львиная доля одежды и обуви для европейцев производится на территории Китая и государств третьего мира, становится ясно – последствия для их экономик могут оказаться плачевными. Впрочем, у Греты Тунберг и ее многотысячной армии последователей все чаще появляются откровенные недоброжелатели. И не только в бизнес-кругах. Критики утверждают, что экологические активисты лишь играют на руку разношерстным предпринимателям. Так, европейские интернет-комментаторы приводят в пример тот же рынок одежды, который деформируется под натиском инициатив с лозунгом «Стыдно». Как утверждается, изобретательные бизнесмены давно зарабатывают на соратниках Тунберг, предлагая решения по производству нарядов из вторичного сырья.

Скажем, небезызвестная шведская торговая сеть «H&M» запустила eco-friendly линейку одежды «Arket».

При этом практически волшебное сочетание из трех букв «eco» в большинстве случаев вдвое взвинчивает стоимость единицы товара.