Далекий 1916 год. Первая мировая в самом разгаре. А в финской столице под сложным названием «Ab Sportartiklar Oy» открывается миниатюрный цех по изготовлению спортивных принадлежностей из древесины местной березы.
Там начинают производить лыжные комплекты.
Финская береза оказалась весьма удачным материалом. Сочетание легкости и упругости предоставляло атлетам заметное преимущество. В 1917 году, используя лыжный комплект «Ab Sportartiklar Oy», именитый Ханнес Колемайнен одержал победу на важнейшем турнире в Соединенных Штатах. Спрос на высококачественную продукцию финского производителя стремительно рос. В двадцатых годах руководство компании решило изменить название на короткое «Karhu». С финского языка – «Медведь». Через пару лет компания «Karhu» завоевала статус официального экипировщика финских олимпийцев. В годы Второй мировой она переквалифицировалась на выпуск армейских товаров – сапог, камуфляжных изделий и солдатских рюкзаков. 1952 год стал наиболее успешным для набирающей обороты «Karhu».
Финские олимпийцы практически уничтожили иностранных конкурентов, завоевав пятнадцать медалей высшей пробы. А бренд прославился на весь мир. Вскоре на функционеров финской компании вышел небезызвестный немецкий производитель спортивной обуви Ади Дасслер – основатель концерна «Adidas». В 1936 году в уже гитлеровском Берлине состоялась известнейшая Олимпиада в современной истории. Ключевым персонажем спортивного мероприятия стал чернокожий американский бегун Джесси Оуэнс, завоевавший четыре золотые награды. Дасслер внимательно наблюдал за триумфальными забегами заокеанского атлета с трибуны, ведь спортсмен выступал в шипованных кроссовках его компании. Невзирая на успех Оуэнса, Ади так и не смог решить фундаментальную проблему. Обувь его компании визуально ничем не отличалась от продукции конкурентов. Поэтому ее никто не узнавал. Зрители и фотографы не могли определить, что атлет выступает в шиповках «Adidas». Так продолжалось довольно долго. Однажды Ади прибыл в цех, чтобы проконтролировать процесс производства новых моделей обуви.
Там он и наткнулся на незавершенные образцы. В пятидесятые годы кроссовки уже выпускались с боковыми кожаными фиксаторами, которые позволяли надежно удерживать стопу. Их принято было окрашивать таким же цветом, что и основную часть обуви. Однако Ади быстро смекнул, что, выделив фиксаторы, он сделает кроссовки узнаваемыми. Тогда Дасслер решил: подходящее количество полос – три. Впрочем, похожий дизайн уже использовался финской компанией «Karhu». После Олимпиады 1952-го амбициозный Ади решил пригласить финских бизнесменов на франкфуртскую ярмарку. Там он предложил представителям «Karhu» продать ему трехполосный дизайн обуви. Финны быстро согласились. Они передали права на использование трех полос за минимальную плату – пару бутылочек виски и денежную компенсацию, которая сейчас эквивалентна 1 600 евро.
История может показаться выдумкой. Но она фигурирует в книге «Pitch Invasion», повествующей о взаимоотношениях непримиримых конкурентов «Puma» и «Adidas».
А также присутствует на официальном сайте «Karhu».
-Advertisement-