В апреле 1838-го среди представителей российской императорской семьи была проведена благотворительная лотерея. В рамках акции был разыгран портрет кисти Карла Брюллова, на котором живописец изобразил поэта Василия Жуковского – преподавателя наследника трона.

Именно так петербургские покровители Тараса Шевченко собирали деньги на выкуп талантливого юноши-крепостного. Предприимчивый помещик Павел Энгельгардт попросил у Жуковского и Брюллова 2 500 рублей. Только за такую сумму он готов был расстаться с украинцем. В далеком 1838-м за эти деньги можно было выкупить пять крепостных-ремесленников с весьма впечатляющим опытом работы. Либо приобрести около полусотни килограммов серебра. Поэтому Жуковский и Брюллов решили воспользоваться влиятельными связями в императорской семье. Столичные друзья Тараса Шевченко предложили разыграть лотерейные билеты, стоимость каждого из которых варьировалась в диапазоне от трехсот до четырехсот рублей. Их купили императрица Александра Федоровка – законная супруга Николая Первого, дети российского самодержца и пара-тройка зажиточных придворных. Жуковскому и Брюллову удалось собрать необходимую сумму для выкупа талантливого украинца-крепостного. Портрет литератора выиграла Александра Федоровна. Но императрица никогда его не увидела. В момент лотереи автор еще трудился над картиной.

Закончить работу получилось только через пару лет, после чего она осталась в мастерской Карла Брюллова. Отделавшись от помещика Энгельгардта, Шевченко отправился оттачивать мастерство владения карандашом и кистью в столичную Академию художеств, где ему частенько позировали обнаженные крепостные. Несколько раз молодой Тарас возвращался на Украину, где его якобы поразило плачевное состояние родных земель. В 1947-м литератор и художник Шевченко попадает под стражу за членство в Кирилло-Мефодиевском братстве – тайной политической организации. В ходе обысков полиция натыкается на бумаги с обидными куплетами.

Самодержец Николай Первый лично ознакомился с материалами дела против Шевченко, куда были вписаны цитаты из стихотворений. В поэме «Сон» в адрес императрицы, которая страдала от нервного тика, были вылиты центнеры поэтической грязи. Монарх недоумевал, почему в произведении задевалась внешность его супруги. Обида Николая Первого вскоре трансформировалась в реальное наказание. Шевченко решили сослать на службу в казахские степи. Украинцу полностью запретили писать и рисовать. По сути, Тараса наказали строже других членов братства. Кстати, если верить доказательствам, на которые указывает в своих трудах ныне покойный украинский публицист Олесь Бузина, то Шевченко попал в чрезмерно лояльное подразделение. Он почти беспрепятственно рисовал и расхаживал без формы. Известно, что кобзарь водил дружбу со смотрителем госпиталя и комендантом крепости, поэтому ему удавалось питаться вкусностями.

В частности, пельменями и настойкой-лимоновкой. Как уверяют историки, в 1957-м, когда Шевченко ожидал амнистии, он решился завести дневник.

Из него исследователи узнали о быте солдат Новопетровской крепости, стоявшей на берегу Каспийского моря.