Более-менее восстановив производственные мощности после разрушительной Второй мировой, руководство и бизнесмены многих европейских государств – включая страны социалистического лагеря – задумались о создании народного автомобиля.

Такого, который бы сумел занять пустующую нишу доступного средства передвижения для граждан с заурядным достатком.

Советская верхушка тоже загорелась этой амбициозной идеей. В результате появился бюджетный автомобиль, получивший название «Запорожец». Из-за особенностей в геометрии корпуса он попал в историю под говорящим прозвищем «Горбатый». На экваторе пятидесятых годов стало понятно, что Советскому Союзу удалось реанимировать экономику после опустошительной войны с гитлеровской Германией. А значит – львиная доля трудящихся начала задумываться о приобретении личного транспорта. Иначе говоря, общественности остро требовался бюджетный автомобиль. Столичный автостроительный завод, который в те годы серийно выпускал небезызвестные «Москвичи», не мог принять большой государственный заказ на серийное изготовление новой модели. Все его мощности были полностью загружены.

В итоге советское руководство решило адаптировать под нужды автомобилестроения предприятие «Коммунар», со временем превратившееся в Запорожский автозавод – ЗАЗ. Разработка прототипа будущего «Запорожца» была поручена специалистам НАМИ – Научного автомоторного института. Вскоре инженеры презентовали советским функционерам десятки инновационных идей. Наиболее любопытным проектом оказался автомобиль, получивший кодовое название «Белка». Его и вправду можно назвать уникальной моделью. Передняя часть чрезмерно футуристической «Белки» была заметно обрезана, двигатель устанавливался сзади, а пассажирская дверь и крылья располагались исключительно с правой стороны. Однако наиболее занятный нюанс – откидная передняя дверь, через которую в салон диковинного автомобиля попадали водитель и пассажир переднего кресла. Внешне малолитражка напоминала то ли миниатюрную амфибию, то ли спасательную шлюпку с космического корабля. Если бы «Белка» все-таки попала в серийное производство, то выпускалась бы сразу в двух вариантах – городском и сельском.

Во второй версии крохотный автомобильчик полностью лишался дверей, но оснащался брезентовой крышей и местом для хранения запасного колеса – между передними фарами. А также имел увеличенный дорожный просвет для передвижения по легкому бездорожью сельской местности. Однако уникальная модель не смогла пройти необходимых испытаний. Поэтому так и не попала в серийное производство. С заводского конвейера сошли лишь с десяток опытных образцов, которые даже успели осмотреть представители высшего руководства СССР. Но в конечном итоге «Белку» признали небезопасным транспортным средством.

А фундаментом для народного автомобиля Страны Советов стал коммерчески успешный итальянский Fiat 600, производившийся фабрикой «Mirafiori».

Западноевропейская иномарка продавалась по вполне лояльной цене, которая приблизительно эквивалентна семи тысячам современных евро.